Современное интерьерное творчество

История интерьерного искусства знает немало поворотов, противоречий и даже несообразностей в оценке этого вида проектной деятельности.

Прежде всего считалось (а многими считается и сейчас), что проектирование рядовых интерьеров, особенно приватных, вовсе не требует участия специалистов: его вполне можно поручить декоратору, мебельщику, а ещё лучше - выполнить самому.

Или – существовало устойчивое мнение, что хорошему зодчему нужно уметь проектировать не что-то конкретное, а «вообще», и тогда ему будут по плечу любые проектные задачи. Но чем больше появлялось в нашем окружении объектов, требующих особых компетенций, чем богаче, сложнее становилась проектная практика, тем более спорным выглядело это мнение. И если ещё пару столетий назад тот, кто мог придумать и построить дворец, вполне был способен воплотить в деталях идеи его внутреннего убранства, то нынешние сроки и методы строительства этого не позволяют.

Запутывал положение и другой довод, сложившийся ещё в рамках классических архитектурных взглядов – убеждение в обязательности структурного и художественного единства интерьера и экстерьера.

Ведь в те времена любой объект и «внутри» и «снаружи» проектировал один автор, а его пространственные идеи были неотделимы от возможностей возведения оболочки.

Все эти обстоятельства – и объективные и субъективные – как бы принижали значимость квалификации «интерьер», делали её специальностью чуть ли не второго сорта.

А тем временем в проектной культуре произошло что-то вроде революции. Определились новые заказчики, функции, материалы, конструкции, качественно изменился потребитель зодчества. И, отвечая новым условиям, стала другой архитектура.

Она разделилась на разные потоки и направления: градостроительство, проектирование зданий и сооружений разного профиля, реставрация и реконструкция исторического наследия, ландшафтное творчество.

В городах резко возросло количество интерьерных объектов, ждущих участия компетентных специалистов. Трансформировались технологии их проектирования: оказалось, что интерьер можно не только «украшать» - чаще его надо умело, выдумкой оборудовать.

Из-за чего в широкой практике львиная доля частных заказов сегодня связана с «оформлением» выставок, презентаций, ресторанов, магазинов и личных апартаментов. В мире интерьера возникла и активно заработала ещё одна профессия – архитектурно-дизайнерская, намного более прагматичная, чем ориентированная на возвеличивание наших свершений «чисто» архитектурная, и куда более одухотворённая, чем примитивно ремесленное декоративное «оформление» интерьеров.

Переменился и расширился состав функций интерьерных образований. Только видов массового жилья сейчас много больше, чем когда-либо: жилище летнее, мобильное, муниципальное, гостиницы, мотели, турбазы, детские лагеря, казармы, санатории и пр. А интерьеры внутри каждого вида делятся на парадные, вспомогательные, общие, специализированные и т.д. Трансформация старых и появление новых функций, иные принципы организации пространства, сделали современные интерьеры легко узнаваемыми, эпатажно яркими и динамичными.

Иным стало и отношение людей, особенно горожан, к интерьеру. Во-первых, большинство всех внутренних пространств современного города действительно «принадлежит народу»: тем, кто ездит в метро, ходит в кафе, рестораны и на стадионы, посещает магазины и музеи. Что явно усилило «демократичность» и их собственной эстетики, и облика города в целом.

С другой стороны, выделился особый класс интерьеров «элитных», закрытых для обычной публики. Но обычно именно такие интерьеры являются своего рода эталонами эстетических и поведенческих новаций, внедряя в сознание большинства неординарные оттенки бытовых и художественных норм потребления и восприятия интерьерной среды.

Фактически отпали, растворились в реалиях индустриального и постиндустриального мира визуальные идеалы предыдущих тысячелетий. Их формы не потеряли привлекательности для наших современников, но перестали играть роль единственных ориентиров в мире прекрасного. Зато к ним присоединились приёмы и формы, занимавшие место «на обочине» течений изобразительного искусства - эклектика, кич, абстракционизм, деструктивность, алогичность и концептуальная «случайность» композиционных построений.

Многократно усилилась роль оборудования архитектурных пространств – сегодня вещи, технологические устройства, электроника и прочие самостоятельные элементы среды занимают место не меньшее, чем архитектурные детали, облик конструкций или традиционные слагаемые синтеза искусств – живопись и скульптура.

Расширение задач архитектуры, распространение участия профессиональных проектировщиков на разные сферы нашей жизни привели к появлению нового класса архитектурных объектов – отдельных интерьерных решений, не имеющих прямой связи с обрамляющими их сооружениями.

Среди них – интерьеры, «скрытые за фасадом» (жилые квартиры, магазины, рестораны), «интерьеры без фасадов» - станции метро, подземные стоянки и пр., а доля таких объектов в общем объёме архитектурного творчества всё время расширяется.

Все эти и формальные, и содержательные трансформации привели к тому, что коренным образом перестроилось отношение проектировщиков к работе с интерьерным пространством: рядом с привычными профессионалам «архитектурными» интерьерами, которые ограничивали свои художественные средства строительными конструкциями и традиционными формами их трактовки (материал, фактура, цвет ит.д.), сформировалась новая ветвь интерьерного творчества – средовой дизайн, приемлющий для получения художественного эффекта любые материальные и нематериальные феномены и проявления действительности.

По материалам издания «Архитектурно-дизайнерское проектирование интерьера»
(проблемы и тенденции) В.Т. Шимко, М.Ф.Уткин, В.Ф.Рунге Москва «АРХИТЕКТУРА-С»2011

Проекты выполненные нашей студией