Светодизайн

Светодизайн – особая сфера современного проектного творчества, целенаправленно изучающая и использующая такую особенность организации нашего окружения, как освещение, которое позволяет не только увидеть мир, но и ощутить в этой картинке отношение творца – проектировщика к его роли в нашей жизни. В равной степени это относится к любым пространствам, в т.ч. интерьерам и городским ансамблям – все они воспринимаются только благодаря заполняющему их свету.

View the embedded image gallery online at:
https://spaziodarte.ru/publ/80-svetodizajn#sigProGalleria7690665e82

«Всё бо являемое свет есть», - гласит Евангелие. Свет, излучаемый первичными источниками (небом, Солнцем, электрическими лампами, свечами ит.п.), и свет, отражаемый объектами материально – предметного мира, которые таким образом становятся вторичными источниками видимого излучения. И природные пространства, и рукотворно – материальная архитектура с её предметным наполнением без света для нашего восприятия и образного сознания как бы не существует.

Несомненно, что свет – главный «строительный» материал зрительных образов – основа восприятия и формирования в сознании человека художественных образов окружающего мира. По этим двум основополагающим принципам – возможности вообще видеть и достоверно оценивать окружающий мир и видеть этот мир цветным, т.е. эмоционально окрашенным – для человека в жизни и в архитектуре, в том числе интерьере, свет играет никак не меньшую роль, чем материально – пространственная форма.

В методологии проектирования эта фундаментальная роль естественного и искусственного света, к сожалению, редко анализируется и творчески используется. В лучшем случае свет относят к вспомогательным средствам организации архитектурной формы, а все оценки качества архитектуры выносятся при неопределённо – глобальном освещении. Одна из причин этого – отсутствие общепринятых представлений о роли светодизайна в формировании архитектурных, в т.ч. интерьерных, пространств. Чему есть много объяснений, но главное – неочевидность, а поэтому невостребованность этих «прикладных» знаний о свете.

Во-первых, излишне утилитарны типология интерьеров (она обычно определяется по их функции) и регламентируемых параметров их освещения. В науке освещение принято оценивать по количественным и качественным характеристикам. К первым относится интенсивность освещения, т.е. количество света в любой точке пространства и на любой поверхности интерьера. Но эта классификация «неархитектурна» и неэкологична, т.к. ничего не говорит ни о самочувствии потребителя данных пространств, ни об их эстетике. Если же исходить из необъятного разнообразия объёмно - пространственных решений интерьеров, особенности их светодизайна правильнее анализировать по производимому ими зрительному впечатлению, в основу которого будет положена эмоционально – пространственная оценка – именно на ней базируется архитектурно – художественный образ интерьера.

Во-вторых, нормируемые светотехнические характеристики не являются идеальными для решения эстетических задач. Кроме того, в реальности они далеко не всегда соблюдаются, особенно в части показателей качества освещения и часто искажаются индивидуальными обстоятельствами их восприятия.

В-третьих, при выборе цвета и фактуры ограждений и оснащения интерьера проектировщик далеко не всегда знает, как они будут выглядеть в условиях реального естественного и искусственного освещения.

Иначе говоря, грамотно проектировать интерьер без базовых знаний о свете в архитектуре и дизайне невозможно. Но нормы естественного и искусственного освещения сегодня предъявляют лишь утилитарные требования к количеству света в помещениях разного функционального назначения и не формируют никаких требований к качеству освещения. Поэтому квалифицированный архитектор и дизайнер – а тем более светодизанер – должны знать, что свет сегодня прогнозируется, нормируется, рассчитывается, управляется и оценивается по ряду дополняющих друг друга показателей.

Креативный светодизайн

Книг, трактующих такой поворот темы – немного. Но среди них есть весьма креативные. Например, одна работа всю феноменологию явлений света в интерьере представляет в виде пар понятий – антонимов: свет прямой и рассеянный, естественный и искусственный, белый и цветной, комфортный и слепящий. А формируемое освещением светопространство оценивается как статичное или динамичное, камерное или обширное, интровертное или экстровертное.

Все эти понятия, категории, образы – могут выявить характер данного пространства – публичного или приватного, нейтрального или экспрессивного, утилитарного или театрализованного. И каждый раз при этом проявляется роль одного из главных «действующих лиц» интерьерного формообразования: материальной архитектурной основы или обнаруживающего её существование «эфемерного» света. Ибо белый свет в цветном интерьере создаёт один эффект, цветной свет в белом пространстве - другой, уравновешенные формы в беспокойном свете выглядят иначе, чем экспрессивные в спокойном. Т.е. уже исходная систематизация базовых явлений светодизайна может служить проектно – методологическим целям.

Правда в этих классификациях не отражены классические принципы художественной организации архитектурно – дизайнерских форм – ритм и метр, нюанс и контраст, «весовые» характеристики массы, масштаб и масштабность и т.п. Но это – вопрос дальнейшего системного приложения возможностей «языка света» к задачам трансформации исходной материально – физической ситуации: превращения статичной плоскости в информационный экран, высокого пространства в низкое, главного – во второстепенное и наоборот. Названные технические возможности изменения визуальных ощущений широко использует театральная сцена, светотехнологии массовых зрелищ.

Первопричина наших знаний и наших эмоционально – зрительных оценок в этой сфере – природный белый свет, в условиях которого сложилась вся чувственно – физиологическая система визуального восприятия человека. Вольно или невольно все зрительные впечатления мы сравниваем с впечатлениями при свете дня. Поэтому, проектируя освещение, в том числе искусственное освещение интерьеров, целесообразно помнить, что глаз чувствует себя наиболее комфортно в определённом диапазоне освещённостей – 400 – 4000 лк, характерном для дневного освещения (в наших широтах – в пасмурный день).

Вторым после солнца и неба источником света с незапамятных времён служит для человека огонь. Пламенные источники искусственного света, как и естественные, имеют сплошной спектр излучения, в котором недостаёт коротковолновых (фиолетовых, синих, голубых), но преобладают длинноволновые жёлто – оранжево – красные лучи, отчего свет кажется желтоватым. Свет пламени в темноте радикально сокращает глобальный дневной масштаб восприятия пространства и вызывает ощущения камерности, теплоты, восходящие к реминисценциям о семейном очаге наших предков.

Рукотворный «прометеев» свет – исходный материал светодизайна. Естественный свет в современных интерьерах чаще всего обеспечивается сложно организованными системами верхнего, бокового и комбинированного освещения, созданными на основе «хай-тековских» строительных материалов и технологий, и регулируемыми солнцезащитными устройствами.

В основе этих затратных усовершенствований лежат, как правило, прежде всего актуальные прагматические социальные и эколого – экономические мотивы: максимальное использование бесплатных, неисчерпаемых природных световых ресурсов, сокращение энергопотребления на освещение интерьеров в дневное время, зрительный комфорт.

Зрительный комфорт и зрительная эстетика – отнюдь не одно и то же. Здесь нет прямых соответствий – комфортность освещения ещё не значит, что интерьер будет красивым, и наоборот, дискомфортные светоцветовые решения вполне могут оказаться впечатляющими. Скорее всего, не на очень долгое время – пока они лежат в физиологически допустимом диапазоне зрительных характеристик. И вполне могут стать невыносимыми, разрушительными для зрения, а нередко и для других органов чувств, если выйдут за эти пределы.

Но в целом эти нормативные технологии естественного освещения в лучших примерах творчества мастеров современного зодчества (Н. Фостер, Ж. Нувель, Ф. Гери, П. Зумтор, Р. Монео, С. Холл, Херцог и де Мерон, Ф. Маки, Р. Пьяно, Р. Мейер и др.) активно влияют на формообразование в архитектуре и дают оригинальные решения светового образа интерьеров.

Искусственное освещение – концептуально новый способ формирования свойств среды обитания. Обладая способностью деформировать пространственную ситуацию, сообщать ей черты динамичности, насыщать её неожиданными деталями и чертами, светодизайн из утилитарного средства создания удобств для пользователя среды превращается в инструмент её художественного перевоплощения.

Принципиальным преимуществом искусственного освещения перед естественным является его программируемость на стадии проектирования и управляемость, многопрограмность в процессе эксплуатации осветительных систем.

Появились различного рода многоцелевые общественные пространства с изменяемыми, динамичными функциями – городские форумы, торгово – развлекательные комплексы, выставочные центры. И здесь задача светодизайнера – уметь предусматривать в среде несколько режимов освещения, с плавными изменениями яркостных, цветовых характеристик освещения, что требует специальных технически сложных систем управления.

Театрализация архитектурной среды, сценарное моделирование порождающих её процессов составят принципы новой организации образа жизни ближайших поколений.

По материалам издания « Архитектурно-дизайнерское проектирование интерьера
(проблемы и тенденции) В.Т. Шимко, М.Ф.Уткин, В.Ф.Рунге Москва «АРХИТЕКТУРА-С»

Проекты выполненные нашей студией