Дизайн - разработка изделий с эстетическими качествами

Дизайн (англ. design) – проектная деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами, по формированию гармоничной предметной среды, жилой, производственной и социокультурной сфер…
Характерная тенденция подлинного Д. – стремление проектировать не отдельные вещи, а целостные по форме комплексы, изменяющие и гармонизирующие окружающую нас предметно- пространственную среду.

Понятие Д. как общекультурное обозначение особой формы проектного искусства сложилось в первой половине XX века, когда возникла проблема выявления собственных эстетических норм в техногенных сферах человеческой деятельности, и потому еще не имеет общепринятых научно-обоснованных формулировок. Особенно распространены два вида его толкований.

Первое, расширительное, «клонирует» культурные тенденции начала прошлого века, считавшие это понятие прямой калькой смыслов английского источника, обозначавших проектирование вообще. Что делало применение термина неадекватным - он игнорирует объективные признаки собственно дизайнерского искусства, подменяя их высокопарными рассуждениями типа «дизайн как образ жизни и культуры», лишающими смысла какие-либо дискуссии на эту тему.

Еще свободнее толкует термин Д. масс-медиа, без разбора называющие дизайнерами не только портных и ювелиров, но и парикмахеров, стилистов, имидж-мейкеров, поваров. Понимание поверхностно-журналистское, но не менее опасное, чем упорное возвращение некоторых теоретиков к его первой редакции, считающей дизайном любое творчество человека. Тем более, что это понимание отвечает обывательским представлениям о тождестве Д. и декоративно-прикладного искусства, которым неразборчивый потребитель считает то, что профессионалы полупрезрительно называют «оформительство».

Другое представление предлагает более строгую интерпретацию сферы дизайнерского творчества: искусство формирования эстетических и функциональных качеств предметной среды обитания. Т.е. те же вещи, инструменты и технические устройства.

Очевидно, что второе толкование логичнее: опираясь на описание предмета работы мастера-дизайнера, оно объективно указывает специфику разных видов «практического творчества» и, соответственно, более достоверно оценивает и прогнозирует принципы и методы обучения в каждой конкретной области проектной культуры.

Однако и второй подход в какой-то мере ограничен. Похоже, что Д. не только синоним понятия «проектирование», но и вообще новое явление в области художественного отношения к действительности. Это - самостоятельное и по форме и по содержанию искусство, взявшее за основу «переживание удобств», ощущение комфортности жизни как эстетической категории.

Направление это зародилось давно, как только начали придумывать камины и водопровод, делавшие жизнь комфортнее. Но те поначалу лишь дополняли «архитектурно-пространственные переживания». А сегодня стали частью особой сферы чувствований, сравнимой по силе действия со слухом или энергией движения, создавшей танец. Д. опирается не на присущие человеческой природе «натуральные» чувства, а делает фактом художественного сознания науку, технику и производство - порождения собственно человеческого гения.

Вместе с тем не будем забывать: Д. действительно является наследником т.н. декоративно-прикладного искусства, испокон веков «оформлявшего» быт орнаментами, вазами и букетами, «внося красоту» в обстоятельства нашего образа жизни. Он, разумеется, продолжает эту линию, но на ином уровне - на базе эстетизации достижений всей цивилизации, сделав эти достижения источником нового понимания категории «прекрасное».

По материалам издания « Архитектурно-дизайнерское проектирование интерьера (проблемы и тенденции) В.Т. Шимко, М.Ф.Уткин, В.Ф.Рунге Москва «АРХИТЕКТУРА-С»

Проекты выполненные нашей студией